Типичные методические ошибки при разработке программы обучения, которых можно избежать.

Типичные методические ошибки при разработке программы обучения, которых можно избежать.

Первая очень частая ошибка касается тестов знаний. Некорректные тесты знаний (и другие задания)

Многие компании еще в офлайн-времена ввели правило — после каждого тренинга проводить тестирование остаточных знаний; а с повальным переходом в онлайн актуальность тестирования только возросла. Даже существуют нормы – обычно, тестирование должно быть завершено с результатом 80%. Но качество самих тестов зачастую оставляет желать лучшего, и результаты такого тестирования не говорят ни о чем.
Рассмотрим два примера, содержащих ошибки:



Кейс Онлайн-курс «Профилактика стресса и профессионального выгорания»
Цель курса – дать участникам инструменты, которые помогут избежать этого самого стресса и выгорания. Ведущий считает свой курс онлайн-тренингом, хотя честнее будет его назвать просто серией вебинаров. После изучения каждой темы, участникам предлагается пройти небольшой тест, содержащий примерно такие вопросы:
1. Кто является основоположником теории стресса (выберите правильный ответ):
     o Уолтер Кэннон
     o Ганс Селье
     o Бернард Голдстоун
     o Аллен Элкин
2. В каком году появилась теория стресса (выберите правильный ответ):
     o 1936
     o 1913
     o 1945
     o 1964
4. Стресс бывает (выберите все правильные ответы)
     ⊡ нервно-психический
     ⊡ температурный
     ⊡ световой
     ⊡ голодовой
     ⊡ стресс лишения сна
     ⊡ экономический
И пр.

ЧТО НЕ ТАК С ЭТИМ ТЕСТОМ?
Эти тестовые задания отсылают к формальным знаниям, которые никак не работают на цель обучения («дать инструменты, которые помогут избежать стресса и выгорания»).

Кейс Онлайн-курс «Основы нетворкинга». После изучения каждой темы и в конце курса участники выполняют тестовые задания, например:
1. Чем социальный нетворкинг отличается от делового?
     o Цель социального — случайная генерация сети контактов, деловой же нетворкинг нацелен на более релевантную аудиторию с целью продвижения своего Проекта
     o Деловой нетворкинг — это только платные мероприятия
     o Ничем не отличается!
2. Зачем становиться «экспертом»?
     o Экспертность не только вызывает доверие и служит инструментом «известности», но прежде всего вырабатывает навык отличной систематизации информации и развивает способность генерации новых идей
     o Нездоровые амбиции
     o Не вижу в этом необходимости!
3. Зачем нужны личные визитки (помимо корпоративных)?
     o Личная визитка в отличие от «рабочей» отражает полный спектр Ваших увлечений, занятий и компетенций
     o На случай, если кончатся корпоративные
     o Личная визитка изготавливается из пластика и служит отличным скребком лобового стекла машины от наледи
И пр.

 ЧТО НЕ ТАК С ЭТИМ ТЕСТОМ?


Если этот тест что-то и развивает, то разве что чувство юмора – вряд ли эти задания помогут научиться выстраивать сеть контактов.


Другая нередкая ошибка: подмена практики рассуждениями о практике, или другими активностями, в которых практики как таковой нет. Несоответствие заданий учебным целям

Вот два примера.

Кейс Онлайн-тренинг по теме «Качественное обслуживание», и его отдельный модуль, который озаглавлен «Клиентоориентированность». 

Цель модуля указана «Сформировать клиентоориентированное отношение». Давайте посмотрим, что предлагается для этого сделать:
   — ОПЫТ. Участникам предлагается на листе А4 нарисовать образ самого сложного клиента, рисунок сфотографировать и отправить в общий чат / выложить на общий ресурс. Тренер показывает на экране и комментирует присланные рисунки, акцентируя внимание на негативных образах.
   — АНАЛИЗ. Групповая работа на интерактивной доске. Как наше восприятие клиента и отношение к нему влияет на эффективность клиентской работы? Участники пишут ответы на интерактивной доске, тренер группирует их
   — ТЕОРИЯ. Тренер вводит понятие «самосбывающееся пророчество». Обосновывает важность восприятия действий клиента с позиций позитивного намерения.
   — ПРАКТИКА. «Работа над ошибками». Участники исправляют свои рисунки, дополняя их позитивными элементами, и снова отправляют в чат. Тренер комментирует исправленные работы, сравнивая их с изначальными версиями; делает итоговый вывод о том, как это важно относиться к клиенту позитивно. Участники делятся своими инсайтами.
(завершение модуля)

ЧТО НЕ ТАК С ЭТИМ МОДУЛЕМ?


Оставим в стороне тот факт, что само понятие «клиентоориентированность» в данном модуле не раскрывается – предположим, что оно рассматривалось ранее. Но если говорить именно про практические задания, то вряд ли только рисования позитивных образов достаточно, чтобы реализовать заявленную цель – «Сформировать клиентоориентированное отношение». Это упражнение может быть элементом практики, но если будет только оно – то скорее всего, мы получим клиентоориентированность «в глубине души» — так глубоко, что в реальных действиях ее не будет видно.

Третья ошибка — задания сформированы без учёта рода деятельности, уровня и полномочий учащихся, Несоответствие заданий целевой аудитории

Кейс Тренинг базовых управленческих навыков. 

ЦА: резервисты («старшие» менеджеры, руководители рабочих групп, и пр., которых «метят» на повышение). 

Тема «Мотивирование». 

Тема содержит:
     — 1-я мини-лекция: 5 видов мотивации (идейный мотив, мотив достижения, мотив вознаграждения, процессный мотив, социальной мотив). Особенности поведения сотрудников каждого типа. Способы определения мотивационного типа сотрудника.
     — Групповая работа. Участники в 5 малых группах «по вариантам» формулируют методы мотивирования сотрудников каждого типа. Затем 5 раз меняются вариантами, чтобы каждая МГ прочитала и дополнила – как можно мотивировать сотрудника каждого типа.
     — 2-я мини-лекция: Алгоритм проведения мотивационной беседы
     — Работа в тройках. Практика проведения мотивационной беседы: нужно определить мотивационный тип сотрудника, и провести беседу по алгоритму, используя методы, которые они сформулировали.

ЧТО НЕ ТАК?
Оставим за скобками актуализирующие активности (поговорим о них в другой раз), и не будем задавать вопрос о происхождении использованной типологии (это тоже отдельный разговор). Давайте сразу посмотрим на групповую работу: участники, не имеющие ни управленческого опыта (они еще только будущие руководители), ни знаний (это базовый тренинг), формулируют методы мотивации, которые далее всерьез используют при проведении мотивационной беседы. 

В данном случае нарушен принцип: чтобы опираться на опыт и знания участников, необходимо чтобы эти опыт и знания у них были! С таким материалом остается только уповать на опыт и здравый смысл тренера, который «направит» фантазию участников в реалистичное русло.

Кейс Обучение «Базовые навыки продаж». 

Компания – продавец офисной техники, расходных материалов, канцтоваров, бытовой химии и пр. 

Целевая аудитория: новые менеджеры по продаже розничного отдела. 

Тема: методы торга. В материале находим:
     — Мини-лекция: знакомство с тремя моделями переговорного торга — жесткой, мягкой и смешанной
     — Практика: в тройках (менеджер, клиент, наблюдатель) разыграть диалог с клиентом, выбрав правильную модель торга

 ЧТО НЕ ТАК?
Уважаемый приглашенный провайдер, который проводил этот тренинг, не учел, как минимум, следующее. Во-первых, тренинг базовых навыков продаж. Точно ли тема торга относится к базовым? Во-вторых, полномочия обсуждать цену в данной компании имеют только более опытные сотрудники – никак не новые. Ну и в третьих, участники тренинга – менеджеры розницы. Какой вообще торг в рознице??? Неудивительно, что клиент остался недоволен.

Четвертая ошибка. Онлайн-практика офлайн-деятельности

Кейс Онлайн-курс «Навыки публичного выступления». 

Тема: Работа с вопросами аудитории. 

Практическое задание в рамках этой темы:
     1. Сформулировать возможные вопросы аудитории
     2. Написать несколько вариантов ответов на каждый вопрос
     3. Записать на видеокамеру свое выступление, как будто перед реальной аудиторией. В выступлении ответить на возможные вопросы
     4. Получить / дать обратную связь методом Peer Review (я оцениваю выступление других, другие оценивают моё выступление)

ЧТО НЕ ТАК?
В данном практическом упражнении отрабатывается умение говорить в камеру по заранее заготовленному тексту, но не умение отвечать на реальные вопросы аудитории. Мы не знаем, о чем нас могут спросить, и как именно будет сформулирован этот вопрос. Ответ на вопрос – это не только содержательная часть (ее мы действительно можем подготовить заранее), но и форма, в которую мы ответ облечем, и это не менее важный момент, который в данном упражнении никак не отрабатывается.

 Было бы лучше провести «живое» выступление и поотвечать на вопросы слушателей, хотя и в этом случае мы должны помнить: выступление в реальной аудитории – совсем не то же самое, что выступление через zoom.

Кейс Онлайн-тренинг «Навыки работы с ключевыми клиентами». 

Тема: Встреча с первым лицом компании (очная). 

Этап: Установление контакта. 

Практика:
     1: Индивидуально сформулировать темы для small-talk`a
     2: В парах провести диалоги «Начало встречи с первым лицом» (через zoom)
ЧТО НЕ ТАК?
Безусловно, умению говорить правильные слова мы можем научиться через zoom. Но коммуникация – это не только текст, который мы произносим. И в онлайн не видно то, что видно вживую: не видно, что человек нервно стучит пальцами по столу, или переминается на ногах. Не чувствуется что рукопожатие достаточно крепкое, или что физическая дистанция достаточно комфортная. Я уж не говорю о том, что в монитор не видно, что обувь чистая, брюки поглажены, и от человека приятно пахнет. И как и в предыдущем примере, одной зум-практики в данном случае недостаточно.

Не допустить эту типичную ошибку нам поможет соблюдение принципа конгруэнтности, суть которого заключается в следующем: способ обучения обязательно должен соответствовать виду деятельности участников. Например:
     — Чтобы научить говорить по телефону, на обучении нужно говорить по телефону
     — Чтобы научить выступать перед публикой, на обучении нужно выступать перед публикой
     — Чтобы научить с необходимой силой пожимать руку, на обучении нужно с необходимой силой пожимать руку
     — Чтобы научить поддерживать зрительный контакт, на обучении нужно поддерживать зрительный контакт
     — Чтобы научить проводить «живые» встречи, на обучении нужно проводить «живые» встречи
   
В этой связи, в ряде тематик правильнее будет использовать принципы «смешанного» обучения, а не чисто «онлайн»: в зуме (или ему подобных) изучаем правила, схемы, алгоритмы; учимся правильно строить фразы и формулировать ответы, и пр.; но итоговая практика осуществляется в тех условиях, в которых предстоит все эти вещи применять.

Еще одна типичная ошибка. Практика без актуализации


Кейс Тренинг по теме «Навыки обучения взрослых». ЦА: эксперты разных направлений (не тренеры), которым по роду деятельности часто приходится выступать и проводить мини-обучения по своей теме для других сотрудников. Причина, по которой решили провести для них тренинг: много говорят, перегружают информацией, не работают с реакциями аудитории, отсутствует практика, и пр.
Тренинг начинался с особенностей обучения взрослых и цикла Колба, в сценарии значилось следующее:
— Процедуры начала дня (знакомство, анонс содержания, правила, регламент, и пр.)
— Вводная мини-лекция об особенностях обучения взрослых
— Мини-лекция о цикле Колба
— Практическое задание: используя свой обычный текст выступления, переструктурировать его таким образом, чтобы превратить в мини-обучение, построенное по Колбу.

По факту, данное задание участники выполнили довольно формально, а после тренинга большинство экспертов продолжили делать, как раньше: много говорить, «перегружать», работать в монологе, начинать свои выступления сразу с теории, и пр. Т.е. практика не удалась — участники тренинга не увидели для себя ценности этого материала, и не «прониклись» его важностью.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
Обращу внимание только на одну из возможных причин: потому что циклу Колба их обучали не по циклу Колба! В сценарии явной актуализации просто нет. Неудивительно, что данную информацию «приняли к сведению», и тут же забыли, как не самую важную.

Вообще, казалось бы, логично – обучая обучать — показать, как надо обучать. Но увы, нередко многие курсы и тренинги для тренеров, преподавателей, ведущих обучения и пр., которые я проходил, или которые ко мне попадают на аудит, сами не соответствуют тому, чему они учат. Встречали такое? )))

И в общем случае, рекомендация будет следующей: чтобы практика прошла эффективно, она должна быть актуализирована – если участники не очень понимают, зачем им это надо; или проблематизирована – если участники считают, что он и так всё делают правильно. Т.е. соблюдаем вышеупомянутый цикл Колба.

Итого, 5 ошибок, которые мы разобрали:
1. Некорректные тесты знаний (и другие задания)
2. Несоответствие заданий учебным целям
3. Несоответствие заданий целевой аудитории
4. Онлайн-практика офлайн-деятельности
5. Практика без актуализации

Александр Соломатин – основатель «Методической мастерской А.С.Консалт». Член жюри Всероссийского конкурса методистов, Всероссийского конкурса тренерского мастерства «Мастер бизнес-тренинга». Почетный член НКО Ассоциация бизнес-тренеров