От пояснения запроса к идеальному тренингу: как превратить потребности бизнеса в потрясающие обучающие материалы

От пояснения запроса к идеальному тренингу: как превратить потребности бизнеса в потрясающие обучающие материалы

Неоднократно наблюдал такую картину: потребности выявлены, ожидания прояснены, но затем у тренера возникает вопрос: «Что дальше? Каким образом это все отразить в тренинге? Как сделать так, чтобы тренинг эти потребности действительно закрыл?» И нередкая ситуация, когда проясненные потребности так и остаются на бумаге, а заказчику проводится некий «стандартный» тренинг. Зачем выясняли — непонятно.
Давайте разберемся, как преобразовать прояснённые потребности в конкретные тренинговые материалы. Я предложу такой алгоритм:

1

Анализ потребностей.

Первый шаг — внимательный анализ выявленных потребностей на предмет того — а тренинговая ли это задача, и если «да» — то посильна ли она для данного конкретного тренера. Чтобы не получилось так, что тренер взял на себя обязательства, которые не сможет реализовать.

2

Формулирование целей тренинга.

На основе выявленных потребностей определите конкретные цели тренинга. Я рекомендую делать это на 4-х уровнях, по Киркпатрику: на какие бизнес-показатели направлен тренинг; какое поведение он должен формировать; какие учебные цели (ЗУН) он достигает; какой эмоциональный эффект должен произвести (если это важно).

3

Разработка структуры.

Структура тренинга должна логично и явно отражать цели и потребности заказчика — чтобы он четко видел, как тот или иной блок тренинга решает его задачи.

4

Интерактивные методы.

Выберите разнообразные интерактивные методы обучения, соответствующие целям тренинга: групповая дискуссия, кейс-метод, ролевые игры и другие формы, способствующие активному участию участников, а не пассивному потреблению контента.

5

Реалистичные кейсы.

Очень важно: интегрируйте реальные кейсы из бизнес-практики клиента. Это поможет участникам лучше понять, как применять полученные знания в работе, и сразу же внедрить “в жизнь” то чему научились на тренинге.

6

Формирование контента.

Разработайте информационный контент, который будет соответствовать целям тренинга, и уровню подготовки аудитории. Не перегрузите тренинг! Помните о правиле тренинга: если даем какую-то теорию, то обязательно ее отрабатываем.

7

Оценка результатов.

Разработайте СРАЗУ систему оценки результатов тренинга, с помощью которых вы покажете клиенту результат обучения. Если вы прописали качественно пункт 2, то оценка результатов не будет вызывать никаких сложностей.

идеальный тренинг2
ВАЖНО:
Не забывайте, что ключевым моментом является постоянное взаимодействие с клиентом на каждом этапе разработки. Согласовывайте материалы, уточняйте детали, учитывайте обратную связь. Только так можно гарантировать, что тренинг будет полностью соответствовать потребностям бизнеса клиента.
Все эти пункты раскрываются мною в книге и курсе ‘Методология разработки материалов тренинга по запросу бизнеса”.

Если вы хотите углубить свои знания в разработке тренинговых материалов и превратить проясненные потребности в настоящее обучающее искусство, рекомендую обратить на них внимание — они  не только предоставят вам необходимую теоретическую базу, но и дадут практические инструменты для создания тренингов, которые полностью соответствуют потребностям вашего клиента. Дополнительно, в них вы найдете множество примеров, советов и секретов успешного методиста, готового к преобразованию любых запросов в эффективные тренинги.

Александр Соломатин