Методические грабли №5: некорректный контент

Методические грабли №5: некорректный контент

Продолжаем разговор на тему методических ошибок, которые снижают эффективность тренинга. Сегодняшние грабли:

Использование устаревших данных и материалов, а также использование
непроверенного или недостоверного контента, что может привести к утрате
актуальности обучения

В качестве иллюстрации к этой теме, я решил привести буквальную цитату из книги “Методология разработки материалов тренинга по запросу бизнеса” – она ровно про это, см. https://asconsult.ru/y/75ee022.

“Теория, которая дается в тренинговой программе, должна быть проверена временем и не вызывать вопросов относительно своей достоверности. Типичная ошибка наполнения контентом, которую стоит избегать, — это использование материалов чужих тренингов без должной проверки источников информации. В результате этой ошибки сомнительные материалы кочуют из одной тренинговой программы в другую.

Так как я занимаюсь аудитом тренинговых материалов, то мне приходилось видеть колоссальное количество тренингов, в которых исходный материал перевирается и искажается: там и искаженное изложение пирамиды Эдгара Дейла или модели Эдварда Боно, и упрощенная версия ситуационного руководства, и авторское понимание эмоционального интеллекта, и множество самодельных моделей мотивации, и все что хотите. Такие тренинги становятся рассадником заблуждений и ошибок. Поэтому всегда нужно проверять корректность материала для тренинга и сверять его с первоисточником на предмет возможных искажений.

Однако сам факт, что мы взяли теорию из первоисточника, еще не гарантия того, что этот материал будет полезен для данных конкретных участников. На самом деле далеко не каждая модель, несмотря на весь авторитет ее автора, приведет к нужному для компании результату. Ежегодно становятся модными те или иные модели и теории, но они не всегда актуальны для данной конкретной ситуации. В этой связи нужно выработать в себе здоровый скептицизм к восприятию любого материала.

Кроме того, некоторые модные модели зачастую критикуют за то, что они плод труда больше маркетологов, чем реальных исследований, и работают больше на продвижение имени автора, чем на достижение реальных результатов. Так это или не так — точно не тема нашего разговора. Но в чем тут риск для нас? Используя подобные модели, мы не можем быть уверены в том, что они действительно принесут практическую пользу участникам и компании-заказчику.

Поэтому при разработке материалов тренинга будет очень полезно в качестве подстраховки подкреплять выбранные нами теоретические концепции внутренними нормативными документами компании — инструкциями, стандартами, приказами, регламентами и пр. Мы не случайно неоднократно вспоминали про эти документы в первой главе: они помогают спуститься с теоретических облаков на уровень реальной земли и разработать материал, полезный в контексте практической деятельности, а не просто предлагающий идеи абстрактного развития.”

Александр Соломатин