Методические грабли №6: по верхам

Методические грабли №6: по верхам

ПРОБЛЕМА: Слабая структура и методическая проработка, когда продумано лишь общее наполнение, но не продуман конкретный сценарий, упражнения, активности, “мостики” и пр.
Часто встречаю примеры так наз. “методической работы”, где с методиками очень плохо: есть лишь документ, громко именуемый “программой”, но нет ни единого слова о том – как эта программа будет раскрываться.

Чем рискует заказчик, покупая проведение тренинга с такой программой? То, что он получит учебный продукт, формально соответствующий заявленному наполнению, но не решающий конкретные задачи:

😥  Например, это может оказаться лекция, лишенная практических элементов. По итогам такого “тренинга” участники “ознакомятся” с каким-то материалом, но не факт, что запомнят, и уж точно не будут применять.

😥  Или это будет мероприятие, которое реальной жизни участников соответствует только на бумаге, и применимость этого материала для них окажется крайне невысокой.

😥  Или это будет “куча мала” разрозненных активностей, собранных по принципу “что вспомнил – то и провел”, когда вроде бы все чем-то заняты и вовлечены, но какова цель всего этого – остается непонятным

– и пр.

Как заказчику избежать такой ситуации?

Попросить тренера раскрыть подробнее – что именно подразумевается под каждой строчкой в присланной “программе”, и каким образом будут реализованы заявленные учебные цели.

Здорово, если тренер сможет показать сценарий тренинга, а не только программу. Но по факту, многие тренеры не пишут сценариев “для себя”, поэтому это пожелание скорее всего останется не удовлетворенным.

Тогда можно просто попросить тренера устно рассказать – что именно будет происходить на тренинге в рамках какой-то одной темы. Это даст заказчику понимание:

1. Насколько на самом деле тренер “в теме” и насколько он готов эту программу проводить

2. Какие он будет использовать активности, и насколько они соответствуют задачам заказчика.

Несколько раз встречался с мнением, что упражнения и сценарий – это “коммерческая тайна”. Я никогда из этого тайны не делал, и лично мне близок обратный подход – когда мы с заказчиком оба очень четко понимаем, что я ему буду проводить.

Аргумент “я не показываю сценарий, чтобы программу не украли”, не выдерживает критики. Если в группе будет сидеть опытный методист или тренер, он программу “снимет” и так – у меня так было несколько раз, причем в очень крупных компаниях.

Еще есть мнение, что тренер лучше знает, что ему проводить, и что он ситуационно решает – в какой момент какое упражнение использовать. На мой взгляд это совершенно не мешает тому, чтобы просто рассказать, как это бывает и какие есть варианты.

Резюме: содержание тренинга без раскрытия конкретных методов – это кот в мешке. Тренер сильно вырастет в глазах заказчика, если предоставит ему не просто перечисление входящих в тренинг тем, но и сможет прокомментировать и объяснить – как именно этот материал будет раскрыт.

Где этому можно научиться?

1. Можно у меня на курсе “Методология разработки…”. Правда, он сейчас на капремонте, но кому “очень надо” – стучите в личку, что-нибудь придумаем.

2. Можно прочитать в моей одноименной книге. Продается у меня на сайте и во всех книжный интернет-магазинах. Для тех кто не уважает ни меня ни себя – можно скачать бесплатно с пиратских ресурсов, сливов и складчин.

3. Можно прийти на тренинг-кемп, который проводится для участников конкурса “Мастер бизнес-тренинга” – буду там целых три вечера делиться опытом:

– как разрабатывать программу под запрос клиента

– как составлять сценарную матрицу

– как прописывать сценарий

Александр Соломатин

Основатель «Методической мастерской А.С.Консалт». Эксперт Всероссийского конкурса Мастер бизнес-тренинга. Член жюри Всероссийского конкурса методистов, Всероссийского конкурса тренерского мастерства